Сотрудники социально – психологической службы рады приветствовать вас на своей страничке.
Мы готовы помочь ребенку, родителю, учителю адаптироваться в условиях окружающей среды и найти себя, свою траекторию развития личности.
Состав социально – психологической службы:
ФИО |
должность |
Адрес электронной почты |
телефон |
Деркач Ольга Яковлевна |
Социальный педагог |
olgayakovlevna64@mail.ru |
89642607806 |
Величко Наталья Николаевна |
Педагог - психолог |
velichko2218 |
89123132662 |
Сокол Анастасия Васильевна |
Логопед дефектолог |
mikhalkina1993@mail.ru |
89248282434 |
Основной целью деятельности социально - психологической службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Одна из задач социально - психологической службы: обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.
Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Социальный педагог главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности обучающихся, просвещение, работа с детьми целевых групп. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам психологических особенностей, обучающихся различных возрастных категорий.
Основные направления работы:
социальный педагог:
-социальное сопровождение обучающихся из семей, находящихся в социально-опасном положении, -профилактическая работа с обучающимися находящихся в группе риска
-работа с льготной категорией обучающихся (в том числе и льготное питание), проведение профилактических бесед.
педагог-психолог:
- оказание психологической помощи,
-проведение индивидуальных консультаций с детьми, с родителями,
- проведение коррекционных и групповых занятий,
- помощь в нарушении детско-родительских отношений, сопровождение обучающихся находящихся под опекой или попечительством,
- работа с детьми ОВЗ и инвалидами,
- сбор документации для МПК.
логопед – дефектолог:
Логопед помогает развить речь, сделать ее более четкой и правильной. В задачи логопеда входит:
- запуск речи у ребенка;
- устранение назальности речи (говорить «в нос»);
- коррекция звукопроизношения;
- устранение нарушений грамматического строя речи;
- увеличение словарного запаса;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование связной речи у ребенка.
Таким образом, работа логопеда связана непосредственно с речевыми нарушениями. Чаще всего логопеды работают с детьми, но при необходимости помогают и взрослым с отклонениями в речи.
Дефектолог работает с различными видами патологий, которые связаны не только с речевыми нарушениями, но и с когнитивным, психическим и физическим развитием. Задачи дефектолога зависят от конкретных нарушений пациента. Этот специалист проводит коррекционную работу как с детьми, так и со взрослыми с различными особенностями здоровья и развития.
Организация социально-психологической службы в рамках деятельности школьного совета профилактики
В настоящее время дети являются одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Социально-психологическая служба (СПС) в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.
В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
СПС – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Для повышения эффективности социально-педагогической работы и обеспечения оптимального сопровождения образовательного процесса в нашей школе организована работа социально-психологическая службы.
Цель СПС:
Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация; выявление проблем; оказание помощи в решении проблем;
В состав социально психологической службы нашей школы входят заместители по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед и классные руководители.
Анализ функциональных возможностей каждого члена социально психологической службы школы и потребностей реальной практики позволило выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.
- Организационно-посредническое - непосредственные организаторы деятельности социально психологической службы школы, то есть социальный педагог и заместители директора по УВР. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать.
- Исследовательское. Психолог школы изучает, диагностирует различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей, занимается исследованием.
3. Аналитическое. Аналитическая работы осуществляется ПМП (психолого-медико-педагогическим) консилиумом школы, включающим социального педагога, заместители директора по УВР, психолога, классных руководителей, педагогов. Школьный консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение, порекомендовать обратиться в зональную ПМП комиссию.
4. Практическое. Это непосредственные исполнители. К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьника. Это учителя и родители, заместители директора по УВР, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, педагог ДО, медик школы.
Основными направлениями деятельности социально-психологической службы школы являются:
- Диагностическое направление
- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе.
- выявление индивидуальных особенностей в воспитании и обучении.
Диагностическую работу в школе педагог-психолог проводит как в группе, так и индивидуально. Цель ее диагностик:
1) определение хода психического и соматического развития в соответствии возрастным нормам.
2) изучение особенностей ребенка и социальной ситуации его развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3) Проведение социально-психологической диагностики общения ребенка со сверстниками или взрослыми. Выявление психологических причин нарушения общения.
- Профилактическое направление
Профилактическая работа направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. На этом этапе очень важна роль взрослых: родителей, педагогов, окружающих ребенка, которые реально могут помочь или повлиять на ребенка с различными нарушениями (в обучении, поведении и т.д.), только взрослые могут помочь в преодолении трудностей.
- Коррекционно-развивающее направление
Активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности индивидуальности ребенка. Главная задача – обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормам, подобрать к каждому ученику индивидуальный подход обучения и воспитания, а также подобрать индивидуальные методы в развитии особенностей и склонностей.
Особое место в коррекционно-развивающем направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учебе и поведении учащихся.
В последнее время таких учащихся с отклонениями как в учебе, так в поведении становится все больше и больше. Наша школа не исключение. Поэтому работа с такими детьми налажена и ведется своевременно. Специалистами СПС разрабатываются планы коррекционной работы с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностик. И носят индивидуальный конкретный характер.
- Консультативное и просветительское направление
Осуществляется специалистами СПС с учащимися, родителями и учителями, как индивидуальное, так и групповое консультирование по проблемам учебы, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, личным проблемам.
- Социально-правовое направление
Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. В зависимости от ситуации, ели есть необходимость направляет к узким специалистам.
Т.е. из всего сказанного выше можно выделить, что самым важным в работе СПС является ранняя профилактическая работа с учащимися и родителями, которая должна быть направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
А потом уже выявление среди них отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, проблемы в учебе, неблагополучия и др.; и организация социально-психологической работы с ними.
В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их родителями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для развития ребенка одинаково важны семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель. Работа специалистов СПС предусматривает оказание помощи учащимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами. Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности. Особое место в работе логопеда занимают дети с различными речевыми нарушениями. Логопеды службы корректируют детям правильное произношение звуков, помогают справиться с дисграфией.
Если у ребенка выявляется нарушение в поведении, учебе или во взаимоотношении со сверстниками или родителями, или педагогами, или учитель заметил неблагополучие в семье ученика, или ученик подолгу находится на лечении, или просто не посещает уроки в школе, то классный руководитель незамедлительно обращается в СПС. После обращения и бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, в зависимости от ситуации организовывается посещение ученика на дому. В этой работе чаще всего участвуют социальный педагог, психолог школы и классный руководитель.
Далее социально-психологическая служба планирует индивидуальную профилактическую работу по оказанию помощи ребенку и его семье. Вся профилактическая работа зависит от той ситуации, которая на данный момент имеется в семье и зависит от сложности ситуации.
После планирования начинается этап реализации плана. На данном этапе очень важна роль педагогов и взрослых членов семьи, которые могут оказать реальную помощь ребенку. Здесь как раз и происходит взаимодействие школы с профилактическими органами города. Такими как ПДН, КДН, Центр социальной защиты населения.
Наша школа очень много проводит мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений и последствий, на профилактику проблемных ситуаций в семье, или у ребенка с приглашением специалистов профилактических органов города.
Это такие мероприятия как:
- Родительский всеобуч (классные и общешкольные родительские собрания, Дни открытых дверей по параллелям, индивидуальные консультации, беседы с приглашением узких специалистов). Наша школа открыта для всех участников образовательного процесса.
- Организация совместных праздников для родителей и детей.
- Вовлечение учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН, КДН в кружки и спортивные секции.
- Приглашение родителей на заседания школьного ПМП консилиума.
- Приглашение родителей и учеников на заседания Совета профилактики.
- Организация Дня инспектора ПДН. В этот день приглашается инспектор ПДН и совместно с ним проводятся индивидуальные профилактические беседы с учениками в присутствии родителей и педагогов.
- Совместные рейды учителей и инспектора ПДН по семьям учащихся. Контрольное посещение семьи или обследование жилищно-бытовых условий семьи, обязательное проведение профилактических бесед с родителями и детьми на дому.
- Тематические лектории для учащихся школы по параллелям или в классе.
- Инструктивные беседы с родителями по профилактике ЧС.
- Благотворительные акции.
- Организация бесплатного посещения театров, концертов, цирковых представлений, киносеансов.
Важное место в работе СПС стала координация работы педагогического коллектива с трудными подростками, их семьями и родителями, ведущими аморальный образ жизни, т.е. неблагополучными. Это самая сложная нескончаемая работа, которая иногда и не приносит положительного результата.
Взаимодействие специалистов СПС с городскими профилактическими органами имеет своей целью совместное решение проблем несовершеннолетнего ребенка и его семьи, оказание помощи в решении проблемы.
Только взаимодействие и комплексный подход может дать положительный результат в решение проблем учащегося.
В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность специалистов СПС:
ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.
УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.
НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;
формирование нравственности, воспитание трудолюбия.
ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи
в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.
ОБЩЕНИЕ: педагог – ученик; педагог – родитель; родитель – ученик.
Проект «Новое школьное пространство»
Памятка «Постановка несовершеннолетних на профилактический учет в органах внутренних дел»