МОУ "Рудногорская СОШ"
п. Рудногорск, Нижнеилимский район, Иркутская область
  • Социально-психологическая служба

    Сотрудники социально – психологической службы рады приветствовать вас на своей страничке.

    Мы готовы помочь ребенку, родителю, учителю адаптироваться в условиях окружающей среды и найти себя, свою траекторию развития личности.

    Состав социально – психологической службы:

    ФИО

    должность

    Адрес электронной почты

    телефон

    Деркач Ольга Яковлевна

    Социальный педагог

    olgayakovlevna64@mail.ru

    89642607806

    Величко Наталья Николаевна

    Педагог - психолог

    velichko2218

    89123132662

    Сокол Анастасия Васильевна

    Логопед  дефектолог

    mikhalkina1993@mail.ru

    89248282434

    Основной целью деятельности социально - психологической службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

    Одна из задач социально - психологической службы: обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

    Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

    Социальный педагог главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

    Взаимодействие внутри службы:

    Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности обучающихся, просвещение, работа с детьми целевых групп. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам психологических особенностей, обучающихся различных возрастных категорий.

    Основные направления работы:

    социальный педагог:

    -социальное сопровождение обучающихся из семей, находящихся в социально-опасном положении, -профилактическая работа с обучающимися находящихся в группе риска

    -работа с льготной категорией обучающихся (в том числе и льготное питание), проведение профилактических бесед.

    педагог-психолог:
    - оказание психологической помощи,

    -проведение индивидуальных консультаций с детьми, с родителями,

    - проведение коррекционных и групповых занятий,

    - помощь в нарушении детско-родительских отношений, сопровождение обучающихся находящихся под опекой или попечительством,

    - работа с детьми ОВЗ и инвалидами,

    - сбор документации для МПК.

    логопед – дефектолог:

    Логопед помогает развить речь, сделать ее более четкой и правильной. В задачи логопеда входит:

    • запуск речи у ребенка;
    • устранение назальности речи (говорить «в нос»);
    • коррекция звукопроизношения;
    • устранение нарушений грамматического строя речи;
    • увеличение словарного запаса;
    • улучшение фонематического слуха;
    • формирование связной речи у ребенка.

    Таким образом, работа логопеда связана непосредственно с речевыми нарушениями. Чаще всего логопеды работают с детьми, но при необходимости помогают и взрослым с отклонениями в речи.

    Дефектолог работает с различными видами патологий, которые связаны не только с речевыми нарушениями, но и с когнитивным, психическим и физическим развитием. Задачи дефектолога зависят от конкретных нарушений пациента. Этот специалист проводит коррекционную работу как с детьми, так и со взрослыми с различными особенностями здоровья и развития.

    Организация социально-психологической службы в рамках деятельности школьного совета профилактики

    В настоящее время дети являются одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Социально-психологическая служба (СПС) в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.

    В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
    СПС – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

    Для повышения эффективности социально-педагогической работы и обеспечения оптимального сопровождения образовательного процесса в нашей школе организована работа социально-психологическая службы.

    Цель СПС:

    Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация; выявление проблем; оказание помощи в решении проблем;

    В состав социально психологической службы нашей школы входят заместители по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед и классные руководители.

    Анализ функциональных возможностей каждого члена социально психологической службы школы и потребностей реальной практики позволило выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.

    • Организационно-посредническое - непосредственные организаторы деятельности социально психологической службы школы, то есть социальный педагог и заместители директора по УВР. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать.
    • Исследовательское. Психолог школы изучает, диагностирует различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей, занимается исследованием.

    3. Аналитическое. Аналитическая работы осуществляется ПМП (психолого-медико-педагогическим) консилиумом школы, включающим социального педагога, заместители директора по УВР, психолога, классных руководителей, педагогов. Школьный консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение, порекомендовать обратиться в зональную ПМП комиссию.

    4. Практическое. Это непосредственные исполнители. К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьника. Это учителя и родители, заместители директора по УВР, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, педагог ДО, медик школы.

    Основными направлениями деятельности социально-психологической службы школы являются:

    • Диагностическое направление

    - углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе.

    - выявление индивидуальных особенностей в воспитании и обучении.

    Диагностическую работу в школе педагог-психолог проводит как в группе, так и индивидуально. Цель ее диагностик:

    1) определение хода психического и соматического развития в соответствии возрастным нормам.

    2) изучение особенностей ребенка и социальной ситуации его развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

    3) Проведение социально-психологической диагностики общения ребенка со сверстниками или взрослыми. Выявление психологических причин нарушения общения.

    • Профилактическое направление

    Профилактическая работа направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.

    Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. На этом этапе очень важна роль взрослых: родителей, педагогов, окружающих ребенка, которые реально могут помочь или повлиять на ребенка с различными нарушениями (в обучении, поведении и т.д.), только взрослые могут помочь в преодолении трудностей.

    • Коррекционно-развивающее направление

    Активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности индивидуальности ребенка. Главная задача – обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормам, подобрать к каждому ученику индивидуальный подход обучения и воспитания, а также подобрать индивидуальные методы в развитии особенностей и склонностей.

    Особое место в коррекционно-развивающем направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учебе и поведении учащихся.

    В последнее время таких учащихся с отклонениями как в учебе, так в поведении становится все больше и больше. Наша школа не исключение. Поэтому работа с такими детьми налажена и ведется своевременно. Специалистами СПС разрабатываются планы коррекционной работы с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностик. И носят индивидуальный конкретный характер.

    • Консультативное и просветительское направление

    Осуществляется специалистами СПС с учащимися, родителями и учителями, как индивидуальное, так и групповое консультирование по проблемам учебы, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, личным проблемам.

    • Социально-правовое направление

    Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. В зависимости от ситуации, ели есть необходимость направляет к узким специалистам.

    Т.е. из всего сказанного выше можно выделить, что самым важным в работе СПС является ранняя профилактическая работа с учащимися и родителями, которая должна быть направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.

    А потом уже выявление среди них отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, проблемы в учебе, неблагополучия и др.; и организация социально-психологической работы с ними.

    В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их родителями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для развития ребенка одинаково важны семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель. Работа специалистов СПС предусматривает оказание помощи учащимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами. Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности. Особое место в работе логопеда занимают дети с различными речевыми нарушениями. Логопеды службы корректируют детям правильное произношение звуков, помогают справиться с дисграфией.

    Если у ребенка выявляется нарушение в поведении, учебе или во взаимоотношении со сверстниками или родителями, или педагогами, или учитель заметил неблагополучие в семье ученика, или ученик подолгу находится на лечении, или просто не посещает уроки в школе, то классный руководитель незамедлительно обращается в СПС. После обращения и бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, в зависимости от ситуации организовывается посещение ученика на дому. В этой работе чаще всего участвуют социальный педагог, психолог школы и классный руководитель.

    Далее социально-психологическая служба планирует индивидуальную профилактическую работу по оказанию помощи ребенку и его семье. Вся профилактическая работа зависит от той ситуации, которая на данный момент имеется в семье и зависит от сложности ситуации.

    После планирования начинается этап реализации плана. На данном этапе очень важна роль педагогов и взрослых членов семьи, которые могут оказать реальную помощь ребенку. Здесь как раз и происходит взаимодействие школы с профилактическими органами города. Такими как ПДН, КДН, Центр социальной защиты населения.

    Наша школа очень много проводит мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений и последствий, на профилактику проблемных ситуаций в семье, или у ребенка с приглашением специалистов профилактических органов города.

    Это такие мероприятия как:

    • Родительский всеобуч (классные и общешкольные родительские собрания, Дни открытых дверей по параллелям, индивидуальные консультации, беседы с приглашением узких специалистов). Наша школа открыта для всех участников образовательного процесса.
    • Организация совместных праздников для родителей и детей.
    • Вовлечение учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН, КДН в кружки и спортивные секции.
    • Приглашение родителей на заседания школьного ПМП консилиума.
    • Приглашение родителей и учеников на заседания Совета профилактики.
    • Организация Дня инспектора ПДН. В этот день приглашается инспектор ПДН и совместно с ним проводятся индивидуальные профилактические беседы с учениками в присутствии родителей и педагогов.
    • Совместные рейды учителей и инспектора ПДН по семьям учащихся. Контрольное посещение семьи или обследование жилищно-бытовых условий семьи, обязательное проведение профилактических бесед с родителями и детьми на дому.
    • Тематические лектории для учащихся школы по параллелям или в классе.
    • Инструктивные беседы с родителями по профилактике ЧС.
    • Благотворительные акции.
    • Организация бесплатного посещения театров, концертов, цирковых представлений, киносеансов.

    Важное место в работе СПС стала координация работы педагогического коллектива с трудными подростками, их семьями и родителями, ведущими аморальный образ жизни, т.е. неблагополучными. Это самая сложная нескончаемая работа, которая иногда и не приносит положительного результата.

    Взаимодействие специалистов СПС с городскими профилактическими органами имеет своей целью совместное решение проблем несовершеннолетнего ребенка и его семьи, оказание помощи в решении проблемы.

    Только взаимодействие и комплексный подход может дать положительный результат в решение проблем учащегося.

    В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность специалистов СПС:

    ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.

    УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

    НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;

    формирование нравственности, воспитание трудолюбия.

    ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи

    в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.

    ОБЩЕНИЕ: педагог – ученик; педагог – родитель; родитель – ученик.

    Проект «Новое школьное пространство»

    Памятка «Постановка несовершеннолетних на профилактический учет в органах внутренних дел»

    Безопасность в сети Интернет

    Навигатор профилактики (Основные признаки видов девиантного поведения и общий порядок действий)

    Для педагогов

    Для родителей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie