МОУ "Рудногорская СОШ"
п. Рудногорск, Нижнеилимский район, Иркутская область
  • Будущим первоклассникам

    Основное изображение материала.

    Уважаемые родители!

    Ваш ребенок стал первоклассником, и сейчас он очень нуждается в ва­шей поддержке. Придерживаясь рекомендаций, представленных в данной памятке, вы поможете ребенку справиться с переменами в его жизни и рационально выстроите взаимодействие с ним.

    1. В первом классе нет домашних заданий. Дома с ребенком не стоит выполнять даже трени­ровочные упражнения по счету и письму. Уделяйте ребенку больше времени, интересуйтесь его новыми друзьями, успехами и интересами.
    2. Удобное время для совместных занятий (чтение, выполнение проектов, творческих работ) лучше выбрать вместе с ребенком. Ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил.
    3. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
    4. Воспитывайте в ребенке ответственность. Хорошо, если у него появится собственный бу­дильник, который он сам будет устанавливать.
    5. Старайтесь, чтобы ребенок не опаздывал в школу, это всегда создает много дополнитель­ных проблем (как войти в класс, начать работу в нужной тетради и т. д.).
    6. В школе иногда случаются конфликтные ситуации. Научите ребенка извиняться, если он что-то сделал нечаянно (уронил чужую тетрадь, задел или толкнул кого-то). Объясните, что дру­гой ученик тоже может что-то сделать нечаянно, и если он извинился, нужно уметь прощать.
    7. В жизни вашего ребенка появился человек не менее авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение педагога и учите этому ребенка.
    8. Не решайте наболевшие проблемы с учителем на ходу, перед началом занятий. Заведите блокнот и записывайте все вопросы, которые у вас возникают, чтобы не забыть задать их на роди­тельском собрании. В этом блокноте вы также можете записать телефоны школы, время дополни­тельных занятий, часы приема педагога-психолога.
    9. Убедите ребенка, что в учебе нужно быть внимательным и аккуратным. Объясните ему, что у вас есть работа, а у него учеба. И каждый должен добросовестно отвечать за свое дело.
    10. Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними уже в первый год обучения.
    11. Старайтесь не демонстрировать особенных возможностей ребенка перед его сверстника­ми и не ругайте в присутствии других детей. Важно, чтобы он почувствовал себя равным другим.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей.

    Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    • Узнавать большинство букв
    • Читать слова
    • Читать предложения
    • Писать буквы
    • Писать слова
    • Узнавать цифры от 1 до 9
    • Считать от 1 до 10 и обратно
    • Выполнять арифметические действия в пределах 10
    • Другое (что-то ещё)

    Проверьте, отметили ли вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    *нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

    *желание учиться - наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

    *управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

    *владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

    *проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

    *отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

    *отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;

    *умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать - то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни.

    Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

    Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:

    1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.

    2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.

    3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

    4. Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

    Изображение для материала готовность ребенка к школе.

    Научите слушать

    Успех в учебе будет зависеть от того, насколько ваш ребенок умеет слушать учителя и понимать поставленную ему задачу. Сегодня же примерно 60% первоклассников, приходя в школу, не понимают учебную задачу и не могут следовать инструкции, которую дает учитель.

    Это несозревшее умение в будущем может вызвать проблемы в учебе, т. к. за один урок ребенок должен будет не менее семи раз переключиться с одного вида деятельности на другой. А если он этого не будет уметь делать, то станет "зависать" на каком-то из заданий, утомляться. И в результате начнет отставать, что приведет к снижению самооценки, развитию комплексов и к снижению учебной мотивации. Появляются просьбы: "Можно я не пойду сегодня в школу!", "Мне там скучно!", "Не хочу учиться" и т. д.

    Особенно важно вовремя развить этот навык в условиях постоянного риска повторной дистанционки. Ведь если в классе учитель может физически подойти, подогнать, подсказать или исправить, то ведя урок через экран гаджета, он может лишь повторять алгоритм выполнения заданий, а для получения положительного результата школьник должен будет сам догадаться, как ему следовать.

    Как развить?

    Этот способ поможет одновременно не только "прокачать" умение ребенка следовать инструкции, которую учитель будет давать онлайн. Он еще и позволит обучить его некоторым  техническим навыкам, необходимым в случае дистанционного обучения.

    Уходя из дома, давайте ребенку задание, предельно детально расписывая ему алгоритм его выполнения. Например, не просто попросите его собрать игрушки, а пусть он их разберет по видам, поставит книжки к книжкам, кубики к кубикам и т. д.

    Можно позвонить с работы или отправить ребенку СМС с просьбой что-то сделать, например, полить цветы. Но дальше вы должны проговорить весь алгоритм действий: возьми леечку, наполни ее наполовину теплой водой, поставь табуретку к подоконнику, залезь на нее, полей цветы, поставь лейку на место. А придя домой, спросите у ребенка, как он выполнил ваше поручение.  Умение выполнять онлайн-инструкции очень поможет в предстоящей учебе.

    Познакомьте с учебными гаджетами

    Проведя уроки полтора года в условиях пандемии, учителя в один голос обращаются к родителям школьников, чтобы те, кто этого еще не сделал, приобрели детям учебные ноутбуки или планшеты с диагональю не менее 10 дюймов. Такой гаджет позволит не только не напрягать глаза во время дистанционки, но и пригодится для выполнения заданий в офлайн-формате.

    Внедрение гаджетов в учебный процесс вызывает необходимость такой компетенции у ребенка, как умение отличать в онлайне игровую деятельность от процесса учебы. Также будущий первоклассник должен сам уметь технически оформить свое учебное место: включить компьютер, зайти в онлайн-кабинет или перейти на конференцию, прослушать урок, найти нужную книгу в компьютере.

    Как развить?

    Больше общайтесь со своим ребенком в режиме онлайн. Например, когда вы на работе, позвоните ему через мессенджер или отправьте голосовое сообщение. Можете узнать, какими программами в школе в прошлом году  пользовались во время дистанционки, и установить их на гаджет ребенка. Пусть он потренируется пользоваться им в тестовом режиме. Общайтесь через эти приложения с ним, когда вы на работе, или даже для того, чтобы позвать его из соседней комнаты.

    Также задача родителей — уже сейчас научить будущего первоклассника дозировать время, проведенное за гаджетом. Непоколебимым должен быть закон: "После обучения онлайн и перед играми на гаджете или мультиками должно пройти время". Обязательно между учебной и игровой детальностью делайте паузу на физическую активность. Она позволит энергетически восстановить мозг.

    Разрешите обзываться

    Сегодня дети не так часто проводят время в детских коллективах, выбирая досуг за гаджетами. А попав в школу, ребенок непременно сталкивается с конфликтами. Чаще всего у детей они заключаются в перебранках обидными прозвищами или дразнилками. Во время таких конфликтов обидчик пытается расширить свои психологические границы дозволенного, а задача того, кто обороняется, — удержать их.

    Интересно и то, что во время таких обзываний происходит воспитание, тренировка, закалка личности. Получается, что дразнилки выполняют воспитательную функцию, помогая ребенку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

    Как развить?

    Чтобы ребенок не впал в ступор и эмоционально не растерялся при таком "нападении", он должен быть тренирован. Сами подразните его, но и дайте ему возможность отвечать вам. Научите ребенка обороняться, например, используя обзывалку овощами: "Ты — картошка!", "А ты — редиска!". В этот момент ребенок будет учиться быстро подбирать контраргументы и выстраивать вокруг себя эмоциональные барьеры от обидчиков.

    Развивайте мелкую моторику

    Сегодня около 40% детей, приходя в школу, не умеют правильно держать карандаш, кисточку и ручку. Примерно 28% учеников неправильно держат ручку на протяжении всего дальнейшего процесса обучения. А если говорить об умении вырезать, то достаточный уровень показывают всего лишь 16% детей.

    Причину такого дефицита педагоги видят в том, что у современных детей не развита мелкая моторика. Ведь если раньше дети постоянно застегивали пуговицы, завязывали шнурки, лепили из пластилина и помогали родителям по хозяйству, то сегодня вместо пуговиц есть липучки, вместо крючков — молнии, а большинство домашних дел выполняют машины.

    В результате у них плохо развита мелкая моторика, и, как следствие, — недостаточная готовность мозга к учебной деятельности даже в семь лет.

    Как развить?

    Для того чтобы ребенок мог воспринимать задания, правильно их выполнять, необходимо, чтобы у него руки идеально взаимодействовали с глазами. Для этого следует тренировать зрительно-двигательную координацию. Кроме того, сегодня в НУШ очень много заданий на рисование, вырезание, лепку, конструирование и т. п., а для этого опять же руки и глаза должны работать в неразрывной связке.

    Тренировать эту компетенцию нужно во время игр. Например, игры в мяч. Ведь чтобы его сначала бросить, а потом поймать необходима согласованная работа рук и глаз.

    Как вариант тренировочной игры может быть постройка высокой башни из кубиков или игра "Джанга", в которой нужно вытаскивать детали из конструкции так, чтобы после удаления "кирпичика" та не упала.

    Учите ориентироваться в пространстве

    Когда учитель на уроке в классе рассказывает, сколько клеточек нужно отступить вниз, сколько в бок, где начинать писать, ребенку легче, ведь всегда можно подозвать педагога и переспросить. Но если занятия проходят онлайн, то выполнить графический диктант или оформить тетрадь по всем правилам в разы тяжелее, тем более, согласно исследованиям, сегодня 90% детей приходят в школу с пространственно-конструктивными нарушениями. Поэтому процесс обучения оформлению записей в тетрадях, работа в строчке, на листе проходит с большими трудностями.

    Как развить?

    Помочь научиться ориентироваться в пространстве смогут лабиринты. С их помощью шестилетки смогут логически прокладывать ходы, перебирая все возможные варианты, они учат детей анализировать и развивают внимание. Пусть ребенок из запутанных линий выведет зайчика к морковке или проходит головоломку, в которой шарик в круглом диске необходимо прокатить через лабиринт.

    А чтобы ребенка научить быстрее ориентироваться в пространстве, проверяя найденный из лабиринта выход, обратите внимание на то, чтобы при прокладывании пути он останавливался на поворотах и мысленно искал свободный коридор.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    С 30 марта 2023 года  начинается прием документов в первый класс.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie